В России увеличивается производство пищевых продуктов, что влечет за собой рост упаковочного рынка, на котором все более уверенно чувствуют себя изготовители упаковки.

Недавно были опубликованы ожидаемые статистические данные относительно роста российского ВВП, других макроэкономических показателей, характеризующих развитие отечественной экономики в 2012году. На их основе можно предположить, что наш упаковочный рынок вырос за этот год на 4-5%, что подтверждается и более детальным анализом положения дел в производстве и применении различных видов упаковочных материалов и изделий. Одним из основополагающих факторов, способствующих такому росту, стало динамичное увеличение объемов производства пищевых продуктов – одного из крупнейших потребителей упаковки. По данным Росстата, индекс их производства в январе – августе 2012года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года составил 106%, и, очевидно, этот темп сохранится в течение всего года.

Но это лишь количественная сторона дела. Более интересны и важны те изменения, которые характеризуют структуру российского упаковочного рынка, тенденции его развития. Прежде всего, хотелось бы отметить, что на рынке упаковки все более уверенно чувствуют себя те изготовители, которые сумели в сложные кризисные годы оптимизировать свою деятельность и реализовать существовавшие планы реконструкции и технического перевооружения. И если оптимизация в основном доступна практически всем предприятиям, то возможности вложения значительных средств в приобретение новых технологий и современного оборудования были далеко не у всех игроков упаковочного рынка. В таких условиях консолидация средств, укрупнение производства доли ряду предприятий преимущества, которые, я надеюсь, позволят им успешно конкурировать и с зарубежными поставщиками упаковки в условиях ВТО. К сожалению, можно констатировать уход с рынка многих малых предприятий, выпускавших упаковочные материалы и изделия и не сумевших найти ответ на те вызовы, которые были характерны в последние годы.

Однако даже такие составляющие успеха, как использование высокопроизводительного оборудования, оптимизация затрат, грамотный маркетинг, наличие подготовленных специалистов, не позволили большинству предприятий упаковочной индустрии значительно повысить рентабельность и получить соответствующую прибыль. По-прежнему российский рынок сырья не может в полной мере удовлетворить потребности упаковщиков в необходимых материалах. Его высокая монополизация сохраняет высокие цены на основную продукцию, а действующая таможенно-тарифная практика не способствует преодолению сырьевых проблем за счет импорта ресурсов. Вхождение в ВТО может еще более обострить эти проблемы.

Это обуславливает одну из важнейших задач НКПак – развитие взаимовыгодных отношений с производителями картона, бумаги, полимеров, для которых упаковщики стали главными потребителями их продукции, а также совершенствование таможенно-тарифной политики, что в условиях ВТО становится необходимым для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей упаковочных материалов, изделий и оборудования.

Спрос на упаковку, как показал 2012 год, все более смещается в сторону высокотехнологичной, надежной, отвечающей требованиям современного маркетинга, экологичной упаковки. Увеличилось внимание со стороны потребителей упаковки к удобству использования упаковочного продукта. Здесь особенно ярко проявляются социальные и демографические тенденции, такие как динамика покупательской способности населения, изменение состава и численности семьи, стиля жизни, старение населения и другие. Как пример стремление использовать более безопасную упаковку можно привести наблюдающий рост спроса на стеклотару при снижении объемов розлива напитков.

Большое влияние оказывает на сферу упаковки развитие розничной торговли. Увеличение доли продаж товаров в торговых сетях, стремление последних к расширению использования собственных торговых марок не только повышает спрос на все виды упаковки, но и в значительной степени меняет его структуру. Пока в отношении упаковки собственных торговых марок и брендов у большинства представителей сетевой торговли нет четкой стратегии: отсутствуют специализированные службы по упаковке, в основном идет ценовая конкуренция, а не по качеству, но можно с уверенностью прогнозировать рост внимания к этому вопросу.

В 2012 году принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки». Наступивший год, в течение которого пройдут этапы его реализации, покажет, насколько положения этого технического регламента соответствуют требованиям и задачам современного упаковочного рынка. Принятие в 2013году ряда нормативных документов, связанных с упаковкой, правовые акты, действующие в ВТО, могут в значительной степени повлиять на работу российской индустрии упаковки.